Внутри книги:
Для кого эта книга?
«Азбука вежливости» — очень поучительная сказка с наставлениями и напоминаниями о том, как важно быть добрым и вежливым человеком. Это переиздание книги 80-х годов, и многим сегодняшним родителям, она может быть хорошо знакома.
На мой вкус, книга через чур назидательная, но, наверное, сложно создать книгу о вежливости без нравоучений и морали, а их в «Азбуке» хватает с избытком.
Длинная сказка о непослушном и грубом мальчике Алеше, который превратился в дракона, разбита на главы. К каждой главе прилагаются лекции о хорошем и вежливом поведении, контрольные вопросы по тексту, советы для родителей, а также «вежливые» игры и сценарии «вежливых» праздников.
В книге рассказывается о том, что такое вежливость, воспитанность, культура, почему так важно помогать родителям, уважать старших, не обижать слабых и любить природу, зачем вообще нужны эти «волшебные» слова: «спасибо», «пожалуйста», «добрый вечер», «будьте добры» и т.д. Если все это вам сложно объяснить малышу своими словами, то «Азбука вежливости» вам пригодится.
А чтобы вся эта информация легко и с удовольствием была усвоена ребенком, она «завернута» в сказочную историю. Но вот к самой сказке у меня больше всего претензий.
В этой истории много очень интересных персонажей и деталей (злой волшебник Группи-Группи-Ян, фея Здрасте, добрая девока Юлика-Юла, прыг-скок-булочки, Гном-Гномычы и другие), но не смотря на все это, сюжет показался мне нескладным, а сказка скучной (внимание: мнение мамы может не совпадать с мнением ребенка).
Все повествование построено на повторениях, довольно бессмысленных. В них нет магии трехкратного усиления, свойственного русским волшебным сказкам. А еще автор постоянно удваивает слова, ставя через дефис синонимы: шумел-кричал, ужасный-злой, подмела-убрала, съежился-сжался (все эти примеры я взяла только с одной страницы) и т.д.
Большинство действий героев не приводят ни к какому результату. А некоторые условия, заданные в начале, не выполняются, о них просто больше не упоминается. Например, Дракону-Алеше, чтобы вновь стать человеком, надо было совершить три добрых поступка. Но в финале он превращается обратно в мальчика только потому, что такое желание загадали его родители. А заколдованная злым волшебником фея, просыпается просто от шума. В чем же тогда заключались злые чары, и почему фея не проснулась раньше, мне не понятно. Но мой сын на такие мелочи внимания не обратил, его история про Дракона очень увлекла.
Мне понравилось, что в конце каждой главы даются вопросы от феи, которые можно задать ребенку, чтобы обсудить прочитанное и узнать его мнение о поведении героев. Мне не всегда хватает времени или я просто забываю поговорить с сыном о прочитанной книге, так что эти вопросы очень удобное напоминание о том, что книгу можно не только читать, о ней еще очень интересно говорить и делиться мнениями.
В каждой главе автор предлагает детям правила вежливых игр или сюжет вежливого праздника, или различные задания. Мне эти идеи показались немного неактуальными, да и просто иногда не очень удобными для исполнения. Во всяком случае, у меня не возникло желания воплотить их в жизнь.
Немного старомодно, но очень душевно и тепло звучат советы автора родителям. Пожалуй, эти части «Азбуки вежливости» мне было приятней всего читать. Автор пишет о простых и очевидных вещах, но о которых мы так часто забываем: о важности собственного родительского примера, о поведении взрослых, о культуре и об атмосфере в доме, о любви.
Осталось немного неясно, для какого возраста эта книга. Если ориентироваться на вопросы и задания, то книга предназначена для младших школьников, но вот сама сказка и назидания больше подойдут для детей помладше (4-5 лет).