Внутри книги:
Для кого эта книга?
В эту тоненькую книгу вошли 7 небольших рассказов о неразлучных друзьях Кузе и Тиме.
Мальчикам примерно по 4 года, вместе они ходят в детский сад, вместе играют во дворе, вместе проказничают.
И все им надо, чтобы было у них одинаково: и сапоги одинаковые, и лужи-океаны, и оба хотят быть военными, когда вырастут, только Тима мечтает стать моряком, а Кузя – летчиком.
Вот об этом всем и рассказано в книге. Но эти короткие истории вызвали много негативных отзывов. Рецензенты считают, что ситуации, описанные в книге, не поучительные, не добрые, а, наоборот, провокационные и глупые. И в чем-то я с ними соглашусь: истории эти действительно непоучительные, непедагогичные, а очень… правдивые, настоящие, живые.
Мой 4-летний сын сразу же узнал описанные в книге ситуации, отождествил себя с их героями и поэтому слушал рассказы очень внимательно, буквально разинув рот, настолько близкими показались ему переживания и перипетии мальчишек.
Но что же такого провокационного и непедагогичного в этой детской книге?
Во-первых, друзья Кузя и Тима часто хвалятся друг перед другом: то новыми варежками, то сапогами, а то даже лужами. Может быть это и не очень красиво, но, на сколько я знаю, дошкольники действительно часто хвастаются игрушками и умениями. И обычно делают это не со зла, а, наоборот, хотят поделиться своей радостью.
Но если такое поведение для вас неприемлемо, почему бы не обсудить с ребенком данную книжную ситуацию как отрицательный пример. Хотя я считаю, гораздо важнее учить малышей реагировать на чужое хвастовство — учить радоваться за друзей. Ведь сочувствовать и сопереживать можно не только отрицательным эмоциям: подчас порадоваться за другого бывает сложнее, чем поддержать в горе. А вот Кузя и Тима как раз умеют это делать.
Во-вторых, в одном из рассказов описана такая ситуация: оставшись одни, Кузя и Тима наливают в сапог воду и выпускают туда рыбок. Рецензенты называют такой поступок шалостью и глупостью. А я не согласна. Это не шалость и не глупость, а очень важный эксперимент и изобретательское решение. Дети хотят придумать что-то новое, то что до них еще никто не придумал – море в резиновом сапоге. К их сожалению, изобретение не выдерживает конструктивной критики – приходит мама и объясняет героям, что рыбки в сапоге выжить не могут. Мама в рассказе не ругается, не кричит, не называет поступок детей глупостью. Мне кажется, она понимает, что стремление придумывать, экспериментировать, фантазировать, творить – это то качество, которое важно сохранить в ребенке и не погубить «правильным» и «неглупым» педагогическим подходом.
И в-третьих, в самом первом рассказе Тима и его папа демонстрируют действительно крайне непедагогичное поведение. Тима шантажирует отца слезами и криком – не купишь, то что я хочу, устрою истерику. И папа идет у сына на поводу. Тут я полностью согласна с рецензентами – ситуация неприятная, неправильная. Но и ее можно обсудить с малышом, попробовать вместе разобраться, почему не стоит добиваться всего слезами и угрозами. Уверена, такой разговор принесет больше пользы, чем любое готовое книжное нравоучение. К тому же в данной ситуации неправ был не только Тима, но и его папа.
Все ситуации, описанные в книге, живые, правдивые. Дети часто ведут себя не так, как нам, родителям, хотелось бы: они вредничают, шалят, капризничают. Почему же об этом нельзя написать в детской книге? К тому же «Два сапога – пара» совсем не про это. Эта книга про дружбу двух 4-летних мальчишек. Не благородную, высоконравственную, «книжную», а настоящую со здоровым соперничеством, мелкими ссорами, минутными обидами и даже хвастовством.
Рисунки Германа Мазурина замечательные. Они переносят читателя в советское прошлое: вот дубленки, шапки-ушанки, лыжи «Малыш», карусель с ракетами в парке отдыха, длинные гольфы на мальчиках… Качество бумаги и печати великолепное.